«Будь готов к экзамену!»





Экзамены – ответственный период в жизни любого человека, т.к. именно от их результатов зависти будущее.

Хорошее знание предмета необходимо для успеха, но это знание нужно

еще и продемонстрировать, причем именно тогда, когда требуется.

Волнение на экзамене может оказаться еще большим «врагом».

По данным словацкого психолога О. Кондаша, примерно у 23% экзаменующихся излишнее волнение самым неприятным образом влияло на результат.

Подготовка учащихся к экзаменам

От того, насколько психологически грамотно вы будете подготовлены к возможному возникновению стрессовой ситуации, во многом зависит не толь­ко состояние вашего здоровья, но и результат самих экзаменов.

1. Сон — это важно. Постарайтесь перед экзаменами, особенно накануне, хорошо выспаться. Полноценный сон всегда был лучшим средством для вос­становления физических сил и психических способностей (памяти, внимания, мышления), а, следовательно, и работоспособности.

2. Прогулка перед сном или открытая форточка на ночь. «Какая прогулка!» — возмутитесь вы, закопавшись в учебниках. И будете не правы. Сколько бы еще ни оставалось невыученного материала, найдите 15 мин для прогулки на свежем воздухе. Это отвлечет вас от «зубрежки» укрепит вашу нервную систему, обога­тит мозг кислородом, а он (мозг) в благодарность за это сможет поглощать и «переваривать» знания с большим аппетитом.

3. Физкультура победит адреналин! Волнение, тревога непременно связаны с мышечным напряжением. Всем известно, что страх может вызвать спазм гортани, онемение отдельных частей тела. Чтобы уберечься от нежела­тельных последствий стресса, в целях профилактики рекомендуется уделять время для физических упражнений (3-4 раза в день по 15 мин).

4. Минутки отдыха. В перерывах между занятиями слушайте расслабляющую музыку, танцуйте.

5. Умное меню. Ваш организм как никогда нуждается в витаминах. Специалисты по питанию утверждают:

•    орехи — благотворно влияют на работу мозга и укрепляют нервную систему;

•    морковь — улучшает память;

•    капуста — снимает стресс;

•    витамин С (лимон, апельсин) — освежает мысли и облегчает восприятие информации;

•    бананы, клубника — помогут спать спокойнее;

•    креветки — помогут сконцентрировать внимание;

•    шоколад — питает клетки мозга.

6. Оптимизм — залог успеха. Главное, собираясь на экзамен, нельзя твер­дить: «Совершенно ничего не помню», «Ничего не знаю» и т. д. Нужно, наоборот, настраивать себя: «Я сдам», «Я все знаю», «Я все выучил», «Я абсолютно спокоен и уверен в своих знаниях» и т. д. Это на подсознательном уровне организует и заставит вас сконцентрировать все внутренние силы на решительный бросок — сдачу экзамена.

7. Шпаргалки. Вы не задумывались, сколько вреда они приносят? Во-первых, это свидетельство плохих знаний. Списывая со своей шпаргал­ки, чаще всего не задумываешься о том, что пишешь.

Во-вторых, это страх перед ответом.

В-третьих, нужно быть большим мастером, чтобы спрятать шпаргалку так, чтобы никто не увидел и, чтобы было удобно. Это так нелегко!!!

Но, как ни странно, со шпаргалками связаны и положительные моменты.

Главное — это то, что шпаргалка помогает при подготовке к экзаменам. Гораздо легче запоминать материал, одновременно читая его и записывая ка­кие-то основные положения. Также шпаргалка, вернее ее наличие, помогает неуверенным ученикам: чаще всего такие дети не пользуются шпаргалками на экзамене, но сама мысль о том, что «подсказка» рядом, придает уверенности.

8. Конспектирование. Текст можно очень сильно сократить, представив его схематично в виде звезды, дерева, скобки и т. п. При этом восприятие и каче­ство запоминания значительно улучшаются за счет большей образности записи.

9. Зубрежка. Бывает так, что какой-то материал ну совершенно не идет! В этом случае можно прибегнуть к банальной зубрежке. Конечно, много так не выучишь, но этот способ можно применять в крайнем случае. У этого способа запоминания материала тоже есть свои правила.

Какова процедура зазубривания?

  • повторить про себя или вслух то, что нужно запомнить.
  • повторить через 1 секунду, через 2 секунды, через 4 секунды.
  • повторить, выждав 10 минут (для запечатления).
  • для перевода материала в долговременную память повторить его через 2–3 часа.
  • повторить через 2 дня, через 5 дней (для закрепления в долговременной памяти).
Поведение учащихся во время экзамена

Наступило время экзамена. Значительную роль при сдаче экзаменов иг­рает ваше поведение и умелое использование тактических приемов. Рекомен­дации, приведенные ниже, помогут вам не растеряться в сложной ситуации:

Приведем несколько универсальных рецептов для более успешной тактики выполнения тестирования.

  • Сосредоточься! После выполнения предварительной части      тестирования (заполнения бланков), когда ты прояснил все непонятные для      себя моменты, постарайся сосредоточиться и забыть про окружающих. Для тебя      должны существовать только текст заданий и часы, регламентирующие время      выполнения теста.
  • Торопись не спеша! Жесткие рамки времени не должны влиять      на качество твоих ответов. Перед тем, как вписать ответ, перечитай вопрос      дважды и убедись, что ты правильно понял, что от тебя требуется.
  • Начни с легкого! Начни отвечать на те вопросы, в знании      которых ты не сомневаешься, не останавливаясь на тех, которые могут      вызвать долгие раздумья. Тогда ты успокоишься, голова начнет работать      более ясно и четко, и ты войдешь в рабочий ритм.
  • Пропускай! Надо научиться пропускать трудные или      непонятные задания. Помни: в тексте всегда найдутся такие вопросы, с      которыми ты обязательно справишься. Просто глупо недобрать очков только      потому, что ты не дошел до «своих» заданий, а застрял на тех, которые      вызывают у тебя затруднения.
  • Читай задание до конца! Спешка не должна приводить к тому, что      ты стараешься понять условия задания «по первым словам» и      достраиваешь концовку в собственном воображении. Это верный способ      совершить досадные ошибки в самых легких вопросах.
  • Думай только о текущем задании! Когда ты видишь новое задание, забудь      все, что было в предыдущем. Как правило, задания в тестах не связаны друг      с другом, поэтому знания, которые ты применил в одном (уже, допустим,      решенном тобой), как правило, не помогают, а только мешают      сконцентрироваться и правильно решить новое задание. Этот совет дает тебе      и другой бесценный психологический эффект — забудь о неудаче в прошлом      задании (если оно оказалось тебе не по зубам). Думай только о том, что      каждое новое задание — это шанс набрать очки.
  • Исключай! Многие задания можно быстрее решить,      если не искать сразу правильный вариант ответа, а последовательно      исключать те, которые явно не подходят. Метод исключения позволяет в итоге      сконцентрировать внимание всего на одном-двух вариантах, а не на всех      пяти-семи (что гораздо труднее).
  • Запланируй два круга! Рассчитай время так, чтобы за две      трети всего отведенного времени пройтись по всем легким заданиям      («первый круг»). Тогда ты успеешь набрать максимум очков на тех      заданиях, а потом спокойно вернуться и подумать над трудными, которые тебе      вначале пришлось пропустить («второй круг»).
  • Проверь! Оставь время для проверки своей      работы, хотя бы, чтобы успеть пробежать глазами заметить явные ошибки.
  • Угадывай! Если ты не уверен в выборе ответа, но      интуитивно можешь предпочесть какой-то ответ другим, то интуиции следует      доверять! При этом выбирай такой вариант, который, на твой взгляд, имеет      большую вероятность.
  • Не огорчайся! Стремись выполнить все задания, но      помни, что на практике это нереально. Учитывай, что тестовые задания      рассчитаны на максимальный уровень трудности, и количество решенных тобой      заданий вполне может оказаться достаточным для хорошей оценки.
Советы учащимся, сдавшим экзамены

Экзамен закончился. Что дальше? Вот несколько советов учащимся, сдав­шим экзамен:

•    Для закрепления знаний, просмотрите материал, который вы сдавали, и сверьте ваш ответ.

•    Снять напряжение вам помогут физические нагрузки (плавание, волей­бол, баскетбол, футбол и т. п.).

•   Не бегите сразу после экзамена к телевизору или компьютеру, дайте возможность вашему мозгу отдохнуть. Лучше прогуляйтесь на свежем воздухе или отоспитесь.

•     Для поднятия тонуса выпейте стакан апельсинового сока.

•     Используйте приобретенный вами опыт для дальнейших экзаменов.

•   Если вас не устраивает экзаменационная оценка и вы уверены, что она занижена, подайте на апелляцию. Даже если не добьетесь повышения оценки, то узнаете свои ошибки.

Если экзамен сдан успешно:

- Похвалите себя, позвольте себе ласковые слова в свой адрес.

- Побалуй себя сюрпризом.

Если вы «завалили» экзамен:

- Задумайтесь и попытайтесь ответить на вопросы, почему это произошло, в чем твоя ошибка?

- Скажите себе: «Отрицательный результат – это тоже определённый опыт, из которого необходимо извлечь урок. Всем это под силу, все могут с этим справиться – и я смогу!»

- Хорошенько разозлитесь на себя и беритесь за дальнейшее изучение материала с удвоенной силой.



Экзамены — путь к новым победам и свершениям, они не только определяют уровень знания ученика, но открывают дорогу к новым достижения, расширяют возможности в познании и развитии личности!

Удачи!

Please publish modules in offcanvas position.